Главная » Наши путешествия » Наши путешествия

По Норвегии. Часть 1.
                                                   Часть 1. Осло.

Почему Норвегия? Можно, конечно, сказать, что московская жара утомила, хотя в нашем климате 2-3 жарких недели - это счастье, а не досада. Правильнее будет то, что  Норвегия стоит в ряду европейских стран несколько особняком (как и Румыния для нас, пока мы не прокатились в прошлом году с Гаспаром на Чемпионат Европы в Бухарест и немного познакомились с этой страной).
  Страна фьордов, троллей, норвежской рыбы - много такого, что есть только в Норвегии. И вот мы здесь.

Два с половиной часа полета - и мы в Осло. В самолете сообщили, что погода хорошая, 15 градусов.
Солнышко, свежий воздух - чудесно.
  Осло для нас начался с обеда, как же его пропустить.  Ресторанчик на главной торговой улице. Желающим выдают пледы.

Таких машин такси мы нигде не видели. Да еще с блондинкой за рулем. Кстати, доехать на такси из аэропорта ( 50 км) стоит около 150 евро.
    Стоять, кому сказано, бестолковые!..

Это здание, где заседает комитет по нобелевским премиям.

Набережная. Здесь много разных прогулочных корабликов, которые провезут по ближайшим фьордам или свозят на остров музеев. Там можно увидеть кораблик из папируса Кон-тики, легендарный парусник Фрам.

Старинная крепость, одна из основных исторических достопримечательностей.

А архитектурный облик  города вызвал недоумение и много вопросов. Такое смешение стилей...

Но великолепный скандинавский завтрак примирил нас с внешним обликом города. Три вида СЕЛЕДОЧКИ, лосось копченый и соленый, икра, несколько блюд из яиц, свежевыжатые соки, не баночные варенья и нежнейшие свежайшие булочки... М-м-м...
 Такие вот викинги...

Ищу идеи для своего сада.

Мы не могли не зайти в музей легендарного Кон-Тики. Этот музей экспедиций знаменитого норвежца Тура Хейердала.  Здесь же лодка из папируса Ра.  В одной из экспедиций, на Тигрисе, кстати принимал участие в качестве врача и журналиста наш Юрий Сенкевич.

А это корабль Фрам, на котором норвежский исследователь Фритьоф Нансен совершил насколько полярных эспедиций.
Это чудное освещение павильона, наверное, должно давать представление, как все это выглядело в полярную ночь.

На этом наше пребывание в Осло заканчивается, мы отправляемся в путь на  автомобиле.

Часть 2. Из Осло в Кристиансунд.

В нашей поездке в Норвегию вопрос ознакомления с Осло не обсуждался, во-первых, сюда прилетаем, во-вторых - это столица (правда, запланированные 3 дня на Осло мы по совету сведущего товарища сократили до одного в пользу собственно Норвегии). О чем, честно говоря, ни разу не пожалели.

А вот составить маршрут для знакомства со страной оказалось совсем не простой задачей.Если с европейскими странами особых проблем не было, все-таки познания в истории, географии, да и просто из того, что за годы жизни накопилось в голове, позволяли определиться с тем, что бы нам хотелось посмотреть, то в случае с Норвегией наши познания оказались очень скудными.
Что смотреть в Норвегии?  Норвежские фьорды -конечно! Но как не пропустить самые красивые?

Запаслись парой путеводителей (пришлось еще поискать, так же, как в прошлом году с трудом нашли путеводитель по Румынии). Повезло, что удалось купить хорошую карту.
Обычно Борис мне высказывает пожелания, какие места он хотел бы посетить, я прикидываю маршрут по датам и выношу на обсуждение. Здесь же от него было помощи мало. "Хочу посетить Берген". Все.
 Пошла на просторы Интернета. Нашла сайты туроператоров, организующих туры по Норвегии, в том числе и автомобильные (Fly and drive), скачала карты маршрутов с километражом. Разработаны маршруты и на 7 дней, и на 10, и на 14. И стала составлять свой маршрут.  Как же тяжело!  Названия совершенно неудобоваримы для нашего восприятия, Олдасненс, Хардангерфьорд, Хеллесюльт...  Дороги упираются в водоемы и продолжаются на другой стороне. Значит, паром, а как часто они ходят? Как тут привяжешься к графику.
В общем, бросили мы это занятие. Будем  определяться на месте.  Решили только, что начнем наш тур с дальней точки и постепенно будем перемещаться в сторону Осло, откуда нем улетать через 8 дней.

Это одна из шпаргалок (но это не наш маршрут).

Получили утром в Осло заказанную в Avis машину Фольксваген Гольф, съездили в музей КонТики, и ближе к обеду выехали из города.
Ура, впереди 8 дней путешествий по дорогам чужой страны, это наш любимый вид отдыха.

Направление - северо-запад, город  Кристиансунд (а на юге есть город КристиансАнд). Дорога неширокая, отличный асфальт, скорость максимум 80. Погода, правда, с утра испортилась, моросит мелкий дождь, все затянуто какой-то пеленой. Ну все, думаем, много мы в этой Норвегии посмотрим... Одеждой-то для дождливой погоды и зонтиками мы запаслись, (в Норвегии говорят:" Не бывает плохой погоды, бывает неподходящая одежда"),  а фотографировать-то что мы будем!?

Минуем город Лиллехаммер, место проведения зимних олимпийских игр 1994 года. Лиллехаммер - признанный международный центр зимних видов спорта.

Так как ехали туда, не знаю куда, то места ночевки заранее не определяли. Оказалось, что с этим на дорогах Норвегии проблем нет. Мотели, отели, кемпинги.  Пока еще не стемнело, мы решили остановиться на отдых. Съехали с дороги по указателю "Отель".  Очень мило и просто, прямо в лесу, рядом небольшая речка.
Мы прогулялись вдоль речушки. И вычислили, что ее берега сильно укрепляли камнями. Это сколько же работы, привезти и насыпать, а по берегам ведь лес, не подъехать.

Утро,  солнце поднимается из-за невысоких гор...

Июль, в Норвегии зацвела сирень(!). Правда, этот вид сирени и у нас цветет не в мае, а в июне (сирень венгерская).  Где то видели,  как продавали букет пионов. Да,  север, однако.

Утром в путь. Погода обещает быть хорошей.

По дорогам попадалось много зданий с такими земляными крышами. И такие цветущие лужайки на некоторых! А что, наверное, тепло с такой крышей!

И такая спокойная речка с прозрачной водой, видно, как рыба ходит! Ах, где моя удочка?!

И бурная, с водопадами... Борис снял видео потока ревущей воды.

Мне кажется, что фото, сделанные из автомобиля, имеют право на существование. Так нам открывались придорожные пейзажи.

По дороге часто устроены площадки для отдыха, как правило, в очень живописных местах. Можно за столиком посидеть, можно на камушке под солнцем (!) понежиться.

Держим путь в сторону моря (Норвежского). Промежуточный пункт - город Молде. Наш навигатор проложил маршрут прямо через фьорды (у него есть опция "Разрешить паромные переправы". И вот подъезжаем к берегу фьорды, Коля-навигататор командует :"Посадка на паром". А паром, игнорируя команду, неспешно отваливает от причала без нас.
Не шибко-то  мы расстроились. Во-первых, не знаем. сколько ждать следующего парома, во-вторых, в программу посещения этой страны входит знакомство с фьордами, поэтому километров 60 объезда вдоль берега фьорда нам только в охотку, и в третьих, из путеводителя следует, что в районе этого Лангфьорда находится водопад Мардальсфоссен, входящий в 10 крунейших водопадов Европы.
Вот и едем себе потихоньку, любуемся окрестностями.
Где же водопад? Пристально изучаю карту в путеводителя, и понимаю, что тот квадратик, обозначающий достопримечательности  на карте, не дает представления, где этот водопад вообще искать, на каком он берегу, вообще-то.
И тут видим указатель - Мардальсфоссен. Но дорога, огибающая наш фьорд, уходит  налево, а указатель на водопад предлагает проехаться вправо еще около 40 км.  Борис не сомневается,  поехали, не зря же мы этот крюк решили сделать. И оказался, как часто случалось, прав.
Водопад, честно говоря, оказался так себе. Но проехали по такой красивой дороге вдоль озера Эйдальсватнет!
Пустынная дорога, машин почти нет, так же, как и населенных пунктов.

Как вам такая красотища!

В Норвегии очень много путешествующих в домах на колесах. Обычно это пожилые благообразные супруги. Иногда они едут группами. И для них организовано множество кемпингов. Как правило, они расположены возле воды, в очень живописных местах, таких, например, как на нижнем фотоснимке.

Мы сразу загорелись, стали изучать вопрос. Существует много моделей домов, есть совершенно потрясающие, ценой сильно за 100000 евро, с внутренней отделкой кожей и деревом. Но по размышлении пришли к выводу, что ближайшие лет 10 такой вариант путешествия нам не подходит.  Если вы решили отдыхать на природе, а походная палатка не подходит по возрасту, мобайл-дом - отличный вариант. Но а мы любим еще и города, а в городе такому слону делать нечего. Кстати, мы были как-то на севере  Франции в августе, месяце французских отпусков. Так там целые "стада" этих домов занимали лужайки, опушки лесов. (Сомневаюсь, чтобы там везде можно было подлючать воду и электричество). В Норвегии, во-всяком случае, кемпинги оснащены инженерными сетями.

А мы пока обходимся машинками вот-такого шустрого класса.

А вот и водопад (и Боря на его фоне). Вода падает несколькими каскадами, суммарная высота около 700 м. Водопад можно видеть только с 20 июня по конец августа, в туристический сезон, в остальное время воду отводят, водопад  трудится, крутит турбину электростанции. Норвежская общественность даже проводила акции протеста против исчезновения водопада.

Наша попытка подобраться к водопаду поближе не увенчалась успехом, так как на машине туда не проедешь, а походы по горным тропам нами запланированы не были. Зато в месте, откуда отправляются в путь любители водопадов, находится чудный кемпинг, прямо в лесу.
 Полюбовались на водопад, надо возвращаться к своему маршруту.Соорентировались на местности, напомнили Коле, что нам надо попасть в Молде. Выводи, мол...
Спросите, что мы забыли в маленьком городе Кристиансунде? Дело в том, что туда ведет т.н.Атлантическая дорога, местная достопримечательность. Вот на нее-то мы и должны попасть.

Атлантической называется дорога между Молде и Кристиансундом (обозначена красным на карте, Кристиансунд в верхнем правом углу). Эта дорога знаменита небольшим, недавно построенным участком дороги через острова, на 8 км дороги 12 мостов, кажется, дорога проложена прямо по морю.

А это знаменитый  мост Стурсейсунде, архитектурный курьез.  Много фотографирующих туристов. Мост, снятый с разных ракурсов, выглядит по разному.  Надо ухитриться выбрать самый удачный. Мы давно приметили зеленый кабриолет с двумя молодыми людьми, встречали их машину в разных местах. Так там один из пассажиров вышел и снимал свою машину, как она проезжает этот мост.
Наши снимки сделаны в разную погоду. Мы проехали по дороге дважды, вечером в дождь, и на следующий день, возвращаясь из Кристиансунда, погода была замечательной.
На дороге 4 смотровых площадки.

А это "Рыбный мост", с него ловят макрель. Есть туристы со спинингами.  При нас приехал мужчина, забросил спининг и сразу же вытащил крупную макрель, то бишь скумбрию. Следующий заброс - еще рыба, еще минута - еще рыба.
Читали про макрель, она идет косяком, вытащил одну, вытащишь и другую.
Но если туристы со спинингами развлекались, то для этого  мужчины, похоже, поляка, рыбалка не была баловством.

На берегу пустынных волн стоял он дум великих полн...

Местом ночевки мы выбрали Кристиансунд, хотя и на дороге попался  мотель, где можно голову преклонить. Но мы хотели еще городок посмотреть.
Кристиансунд расположен на 4 островах, попадаешь в него через тоннель под водой. Тоннель платный, мы сначала промахнулись при въезде. пришлось въезжать еще раз.
Надо еще сказать про платные дороги. Таковые есть почти везде в Европе. Система оплаты везде разная. Где-то, например, в Австрии и Швейцарии, машину в прокате получаешь уже со стикером на стекле. Где-то сам отстегиваешь денежки при проезде. В Венгрии при внесении платы в специальных пунктах госномер твоего автомобиля вносят в базу и при проезде под камерами эта информация где-то там проверяется.
В Норвегии при получении автомобиля в AVIS нам оформили AvtoPass, т.е номер автомобиля "привязали" к номеру нашей кредитной карты. При проезде по платным дорогам считывается номер и деньги списываются с кредитной карты.
Кстати, проезд через некоторые тоннели не входит в AvtoPass и оплачивается дополнительно.
Вы можете не платить за проезд, вам пришлют счет позже. Но куда и как, если ты путешествуешь на российской  машине? Не знаю.
Нам однажды пришлось, будучи в Италии, специально заезжать в Болонью, чтобы оплатить прошлогодний штраф. Полиция его  отправила его в прокатную контору, а те уже переслали нам в Москву, не забыв списать деньги за пересылку с кредитной карты.

Таким нам показался Кристиансунд в лучах вечернего солнца, которое здесь заходит очень поздно. Белые ночи.

Веселое разноцветье Кристиансунда. У нас такое впечатление, что жителям хотелось компенсировать серость частых непогожих дней.

Во дворе гостиницы к нам подошел молодой человек, русский из Риги,  работает и живет здесь с семьей.. Поговорили о жизни в Норвегии. Как он сказал, "нас здесь очень много, вы даже удивитесь, как много". Приезжают на заработки и поляки, и сербы, и латыши, и русские. В Норвегии высокий уровень жизни, очень высокие цены и высокая зарплата. Чтобы не умереть с голоду, надо зарабатывать около 6000 крон (около 30000 руб). хорошая зарплата 30000 крон (около 150000 руб). Продукты раза в 3 дороже, чем в России.
Люди приезжают на заработки, стараясь меньше проживать, чтобы вернуться домой с деньгами.
Я пробежалась по магазинам. Огромный ассортимент одежды на дождливую погоду, какие-то прорезиненые очень стильные плащи и куртки, детские комбинезоны, резиновая обувь. Хотела себе купить из серии "гулять с собакой", но вспомнила, что когда были на IDC в Швеции в 2009году, купила себе непромокаемую розовую куртку для яхтсменов с капюшоном ядовито-зеленого цвета (это на случай, если смоет волной с палубы, можно было бы легко найти), так что без опаски гуляю в дождь возле бутовских прудов.

Часть 3. Алесунд

Дорога идет вдоль моря через живописные деревушки. Отлив, однако...

А эти красоты мы наблюдали по дороге в сторону города Молде.

В Молде мы, следуя указаниям Николая, погрузились на паром.

Настоящий морской волк.

Дело было в воскресенье, в нескольких машинах ехали собачники, похоже, с выставки.

Дорога идет  вдоль фьордов,  через фьорды, кое-где и под фьордами, по холмам, по долам, по островам - такое многообразие ландшафтов!
И мы добираемся до города Алесунд, он тоже расположен на островах. Нам город так глянулся, что мы остались здесь больше, чем на одну ночь.

В проспекте отеля, в котором мы остановились, написано, что из окна комнаты можно ловить рыбу (желтенькое здание на нижнем снимке). Удочку можно было взять на ресепшн.

Ах, эта разноцветная Норвегия!

У Бориса отличнная камера - Панасоникс Люмикс FZ150 c оптическим 24хзумом. И весит всего грамм 300 (правда, в карман не засунешь). Мы с ним (и не одни мы) ведем бесконечные творческие споры, чей фотоаппарат лучше, моя зеркалка или его беззеркалка. Трудно спорить, Панасоник с его глубиной резкости и бесконечным зумом  чертовски удобен в путешествиях.
Эти кадры сделаны ну очень издалека.

8 июля, в день святых Петра и Февронии отмечается день супружеской любви и верности. А мы с Борисом в этот день празднуем 35 лет совместной жизни.
Мы решили сделать семейный портрет, для чего выбрались из отеля с фотоаппаратами и штативом, чтобы не просить прохожих щелкнуть.
 В процессе пристрелки друг друга поснимали... А то все пейзажи и пр...

Вот и семейное фото.

Викинги.

В городе готовятся к проведению фестиваля яхт, возводят павильоны, в порту на одном из кораблей готовят аппаратуру для выступления музыкальных коллективов. Но это будет через 3 дня после нашего отъезда. Знали бы заранее, по-другому бы спланировали наш маршрут. Мы уже были на морском празднике во французском городе Сет пару лет назад, очень интересно...

Но к морской тематике мы все-таки прикоснулись.
Во-первых, прокатились на кораблике. Правда, это не совсем кораблик, а катамаран и выполняет он функцию автобуса ? а не просто туристов катает.  Мы доплыли до соседнего острова, на борт поднялось много народу с чемоданами, а потом они вышли на следующем острове, а мы вернулись в Алесунд. И теперь гадаем, а куда это они с чемоданами отправились, может, к бабушкам в отпуск на соседний остров приезжали?

А во-вторых, мы посетили местный аквариум. Он находится на берегу моря и его резервуары трубами соединены прямо с морем. Так что у рыб привычна им водяная среда. Честно говоря, не ожидали, что северные моря населяет такое количество дивной живности...